На законодательном уровне определен ряд условий, при наступлении которых коллекторы, занимающиеся поиском должников, имеют право устанавливать связь с рядом третьих лиц. Нередко такие требования со стороны коллекторов не соблюдаются, а звонки родственникам или соседям продолжаются.
Сбором жалоб, поступающих от граждан на коллекторов, занимается Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Только за первое полугодие текущего года, жалобы, связанные со звонками коллекторов, составили 16 % от их общего числа. Граждане продолжают требовать, чтобы номера их знакомых и родственников были удалены из общей коллекторской базы.
Почему звонки поступают третьим лицам?
Большинство звонков, совершенных коллектором третьему лицу, позволяют получить дополнительную информацию о заемщике, ставшем должником. Нередко такие граждане меняют телефонные номера в стремлении избежать связи с кредитором.
Главная цель деятельности коллектора заключается в скорейшем возврате долга. Именно поэтому они занимаются поиском неплательщиков, переставших выходить на связь, через третьих лиц.
В ряде случаев, общение коллектора с третьими лицами, осуществляется с целью воздействия на заемщика, ведь многие из них не хотят, чтобы информацией об их долгах располагали коллеги, родственники, знакомые.
Закон на стороне должника
Законодательные изменения, произошедшие в этом году, свидетельствуют о защите должника от коллекторов. В законе появились условия, связанные с осуществлением звонков в адрес третьих лиц. В качестве третьих лиц необходимо рассматривать любого члена семьи должника, его родственников, коллег, соседей, а также других граждан.
Уполномочить на осуществление таких звонков коллектором может только сам должник, что оформляется путем подписания соответствующего разрешения. За должником закреплена возможность отзыва разрешения в любое удобное для него время. Уведомление об отзыве разрешения должно быть направлено через нотариуса или путем заказного почтового отправления.
Данные условия подлежат одновременному соблюдению со стороны коллекторов.
У кого искать защиты?
На нарушающих закон взыскателей заемщики могут жаловаться в Роскомнадзор. По данным ведомства, количество жалоб постоянно возрастает.
Представители Роскомнадзора акцентируют внимание граждан на том, что любые действия коллекторов, совершенные помимо воли самого лица, носят незаконный характер.
Вместе с жалобой в Роскомнадзор, заявителями необходимо предоставлять материалы, фиксирующие факт нарушения их прав коллекторами. Используя сайт ведомства, граждане имеют возможность подать электронное обращение по специальной форме.
Помимо Роскомнадзора, потерпевший от действий коллектора может направить жалобу в ФССП. Жалоба подается в виде письменного, электронного сообщения или оставленной по телефону информации.
Можно обратиться в Роспотребнадзор. Жалоба туда возможна, если МФО искажает данные об оказываемых услугах, предоставляет их не на должном уровне, использует коллекторские агентства для выбивания долгов.
Подать жалобу можно по следующим контактам:
- на юридический адрес 127994, г. Москва, пер. Вадковский, д. 18, стр. №5 и 7
- на адрес электронной почты: depart@gsen.ru