Работники ФССП хотят, чтобы ЦБ запретил МФО подписывать с клиентами договоры, в которых определены индивидуальные условия общения ФССП с неплательщицами. Просьба об этом была направлена в ЦБ. По мнению приставов, такие условия позволяют МФО обходить требования «антиколлекторского» закона и дают им возможность увеличивать количество персональных встреч с должниками, звонков, совершаемых с целью возврата долга.
Представителя ФССП считают, что подписание индивидуальных соглашений, возможно с теми клиентами, которые уже имеют задолженность. Именно такая возможность предусмотрена профильным законом.
Фактически же МФО осуществляют включение противоречащих закону условий в ходе предоставления микрозайма. С точки зрения права, незаконные условия делают и сам подписываемый документ нелегитимным.
Указанный принцип позволил прийти приставам к мнению о том, что по факту выявления договоров с подобными условиями, со стороны представителей власти будут составляться протоколы.
Не соглашаются с такими выводами представители сегмента микрокредитования. Они считают, что на основании положений ГК должник является лицом, принявшим долговые обязательства, т.е. фактическое оформление займа и влечет за собой возникновение у клиента статуса должника.
Кредиторы считают, что условия соглашения начинают действовать только тогда, когда у клиента возникает просрочка, они не могут быть применимы к тем клиентам, которые своевременно погашают займы.
В ЦБ подтверждают, что претензии ФССП уже поступили в адрес контролирующего органа, однако признака противозаконности в действиях МФО не видят. Положения «антиколлекторского» закона дают возможность сторона определить частоту возможных контактов. Заемщики, не соглашающиеся с представленными со стороны МФО условиями, имеют право на отказ от подписания договора.
Рассматривая обращение ФССП, специалисты ЦБ обращают внимание на то, что при заключении дополнительного договора между МФО и клиентом, стороны должны договориться о частоте взаимодействия. Во исполнение профильного законодательного акта, на МФО возложена обязанность по информированию клиентов о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате подписания каждой из бумаг. Кроме того, клиенту должны быть разъяснены все условия кредитования.