Предложение о признании деятельности, связанной с организацией сервисов, направленных на подмену телефонных номеров, противозаконной, поступило от «Общероссийского народного фонда» (ОНФ). Применение уголовной ответственности к нарушителям, способствующим совершению мошеннических действий в отношении граждан, поддержано Центробанком. В среднем, в течение месяца, телефонным мошенникам удается выманить у россиян 3,5 – 5 млрд. руб. По мнению экспертов, возможность наступления уголовной ответственности не позволит существенно исправить ситуацию.
Представители ОНФ обратились в Минцифру с предложением о введении уголовной ответственности к лицам, виновным в организации сервиса, обеспечивающего подмену номеров, а также реализующим такой процесс. Из сути документа следует, что на операторов связи должна быть возложена обязанность о бесплатном предоставлении абонентам информации о том, что в их отношении совершается подозрительный звонок. Кроме того, не дожидаясь судебных решений, операторы должны блокировать номера, используемые для прозвона.
Ранее о необходимости введения уголовных наказаний за подобные деяния заявляли представители Центробанка. В течение первого квартала регулятором было выявлено свыше 6 тыс. номеров, звонки с которых осуществляли мошенники. Это значение на 38% больше прошлогоднего показателя.
Первые шаги к изменению ситуации были выполнены еще в марте, что выразилось в подписании закона, предполагающего блокировку номеров, используемых на территории ИУ и СИЗО. По утверждению специалистов, отвечающих за кибербезопасность, а также представителей МВД, подавляющая часть мошеннических звонков осуществляется с территории соседних государств, для чего используется IP-телефония. Применяемые при этом технологические решения позволяют выполнять подмену номеров и использовать это с целью достижения злоумышленниками преступного результата.
Очередной законодательный акт, направленный на решение рассматриваемой проблемы, был принят летом. Он позволил выполнять блокировку звонков и СМС-сообщений, поступающих с заграничных подставных номеров. Основная проблема заключается в том, что блокировка телефонных номеров может проводиться операторами только после того, как соответствующая жалоба поступит от абонентов.
Нельзя отрицать того, что подменными номерами пользуются и законопослушные организации, представляющие банковское направление, сферу услуг, ритейл. Опция используется ими с целью проведения информирования. Важно, чтобы в процессе блокировки номеров не были затронуты те сервисы, которые осуществляют свою деятельность легально.
Сегодня провайдеры еще не готовы к блокировке номеров и недостаточно заинтересованы в этом, учитывая то, что предоставляемый ими трафик оплачивается пользователями.