Большое количество споров возникло по вопросам, связанным с необходимостью предоставления заемщику информации о ПДН, рассчитанной кредитором. Большинство участников спора склонно к мнению о том, что такая информация является бесполезной для клиента, но обязанность по ее предоставлению вынуждает финансовое учреждение к несению дополнительных трат. Иной позиции придерживаются законодатели, правозащитники, а также регулятор, которые настаивают на том, чтобы клиент мог получить полную информацию о таком показателе.
Дискуссия по вопросу о необходимости исполнения кредитором обязанности по раскрытию заемщику информации о его ПДН возникла в ходе заседания рабочей группы, которая отвечает за подготовку изменений в законодательство, регламентирующее порядок создания, хранения и предоставления кредитных историй. С учетом проекта предстоящих законодательных изменений, расчет ПДН будет производиться БКИ, которые и будут предоставлять соответствующую информацию кредиторам. До момента внедрения таких изменений, рассчитывать показатель вынуждены кредиторы, в адрес которых 2 октября было направлено письмо ЦБ, содержащее рекомендации о необходимости раскрытия полученного показателя перед заемщиками. Регулятор настаивает на том, чтобы предоставление ПДН клиентам осуществлялось на безвозмездной основе.
По этой причине, представители банковско-кредитного сектора обратились с просьбой к регулятору об уточнении той конечной цели, которая, по мнению ЦБ, достигается за счет получения гражданином информации о собственной долговой нагрузке. Наряду с этим, Ассоциация банков России изложила просьбу к регулятору о недопущении применения штрафных санкции к представителям отрасли в течение первых 6 месяцев с момента появления обязанности по расчету ПДН в случаях, если такой расчет выполнен неправильно. В Ассоциации считают, что уверенность в правильности выполняемых расчетов у банков отсутствует. Это обосновано новизной показателя и отсутствием конкретных методик для его расчета.
Несмотря на то, что представители банков практически единогласно заявляют об отсутствии у клиента потребности в получении сведений о ПДН, правозащитники считают, что получение человеком такой информации позволит ему признать отсутствие у него должных финансовых возможностей для погашения очередного займа. Осведомленность клиента должна отразиться на взвешенности и обоснованности принимаемых им решений относительно получения очередной ссуды.
О том, как разрешить проблему знают в БКИ. Специалисты предлагают включить информацию о ПДН в кредитную историю. При необходимости получения данных о рассчитанном ПДН, человек сможет обратиться в БКИ за требуемой информацией. Таким образом, сведения будут получать только те заемщики, которые действительно заинтересованы в них. Согласно последним законодательным изменениям в сфере предоставления кредитных отчетов, заемщик имеет возможность два раза за год получить отчет из БКИ бесплатно. В остальных случаях, услуга будет предоставлена на платной основе.