На рассмотрение Совета Федерации поступил законопроект, позволяющий осуществлять процедуру принудительного взыскания долгов частными судебными исполнителями. Предполагается, что им будут переданы и те полномочия, которые позволят им проводить взыскательные процедуры в отношении физических лиц. Специалисты, работающие над созданием данного документа, утверждают, что с его принятием у должников появится возможность заключения соглашений, регламентирующих порядок исполнения судебных решений на условиях, выгодных для обеих сторон. Некоторые эксперты утверждают, что с реализацией данной законодательной инициативы возникнут дополнительные риски для граждан, имеющих долги.
О том, что проект документа поступил в Совет Федерации, стало известно 16 марта. Его положения предполагают создание нового института, представляющего собой негосударственный орган судебных исполнителей, которым будет поручено проведение взыскания долгов, установленных исполнительными документами, включая и те, что выданы в отношении физических лиц.
Для подготовки документа была создана специальная рабочая группа, базой функционирования которых стал Российский университет дружбы народов. О том, что документ был подготовлен еще в прошлом году, заявила Торгово-промышленная палата. Предлагаемый ею к обсуждению документ предполагал, что частные приставы будут работать исключительно с юридическими лицами.
Уровень эффективности существующей системы принудительного исполнения судебных решений является достаточно низким. Так, за 2018 год было фактически исполнено не более 35% исполнительных документов, находящихся в работе ФССП. В среднем, реальное исполнение осуществляется лишь о четверти исполнительных производств, количество которых стремительно растет. Ожидается, что с принятием упомянутого законопроекта, нагрузка на судебных приставов снизится примерно на 25%.
Разработчики документа указывают на необходимость перехода к смешанной системе взыскания, которая может быть реализована лишь при условии привлечения к такой работе частных исполнителей.
Вознаграждение пристава будет представлено в виде исполнительного тарифа, оплата которого подлежит осуществлению со стороны должника. Такой тариф будет составлять 2-5% от общего объема средств, подлежащих взысканию по конкретному исполнительному документу.
Количество таких специалистов будет определяться исходя из уровня востребованности предоставляемых ими услуг и той эффективности, которой будет характеризоваться их работа. Обязательным условием к осуществлению взыскательных полномочий послужит включение каждого конкретного частного пристава в специальный реестр, находящийся в ведении Минюста. Также, такие лица будут обязаны иметь членство в палате негосударственных судебных исполнителей.
Одним из экспертов, работающих над созданием законопроекта, были даны разъяснения о том, что появление рассматриваемого института позволит сторонам прийти к соглашению о наиболее комфортном для них порядке погашения долга, в то время, как существующая система взыскания не предполагает таких возможностей и базируется исключительно на санкционных мерах. В качестве примера была рассмотрена процедура
продажи имущества должника в счет покрытия задолженности, при которой, нередко, происходит его реализация по заниженной стоимости, в результате чего, вырученной суммы может не хватать для реального исполнения производства. Сотрудничество с частным приставом позволит отложить реализацию и выручить при ее проведении гораздо большую сумму. Кроме того, при выполнении такой процедуры стороны могут достигнут договоренность о заключении соглашения, предусматривающего возврат долга в рамках взаимовыгодного графика и сроков. В результате, взыскатель получит удовлетворение от исполнения судебного решения, а должник рассчитается с долгом с минимальными рисками и потерями.
На сегодняшний день Минюст не имеет необходимого объема правоприменительной практики, а также данных различных исследований по вопросам функционирования аналогичных институтов. В этой связи официальная позиция государственных органов, в том числе и ФССП, остается неизвестной. Коллекторы же признают необходимость появления профильной внегосударственной структуры.
В противовес положительным видениям вопроса выступает мнение тех экспертов, которые видят в появлении данного института некоторые риски, выраженные в повышении финансовой нагрузки на должников, в виду необходимости уплаты ими исполнительного тарифа, имеющего повышенный размер. Кроме того, имеется ряд вопросов том, как будет страховаться ответственность частных приставов, и какие меры будут применяться к ним в случае допущения ими законодательных нарушений в профессиональной деятельности.
Есть предположения о том, что находящееся на данном этапе развития общество не имеет достаточной подготовки к тому, чтобы сотрудничать с частными приставами в вопросах погашения задолженности.
Необходимо учесть, что права граждан, являющихся должниками и имеющих статус слабой стороны во взыскательных правоотношениях, должны быть в полной мере защищены государством.