В результате внесения поправок в ФЗ "О кредитных историях” порядок получения информации может существенно измениться. Так, у кредиторов может возникнуть право на ознакомление со сведениями о платёжной нагрузке потенциальных клиентов для того, чтобы рассчитать по ним показатель долговой нагрузки, через одно профильное бюро, исключая потребность в запрашивании данных из нескольких источников.
В ближайшее время состоится второе чтение закона, регламентирующего порядок ведения кредитных историй. Те поправки, которые планируются к внесению, могут существенно изменить имеющиеся правовые положения. Сейчас проходит обсуждение вопроса о возможном смягчении требований к показателю максимальной доли, принадлежащей одному собственнику КБКИ.
Текущая редакция проекта содержит указание на ограничение такой доли 25%. Планируется, что предел будет установлен на уровне 50%. Такое ограничение будет распространяться на квалифицированные бюро.
В текущем реестре ЦБ содержится информация об 11 официально функционирующих БКИ. Основными базами данных обладают НБКИ, ЭКВИФАКС и ОКБ. Именно у них сосредоточено почти 95% сведений о заёмщиках.
Наиболее крупные бюро намерены получить статус квалифицированных БКИ. В то же время, отказаться от оформления такого статуса придётся тем трём бюро, акционеры которых имеют долю в 50%. Если же потребность в получении такого статуса у них существует, им придётся задуматься о частичной продаже бизнеса.
Представители регулятора подтверждают, что вопросы о законодательных изменениях находятся в обсуждении и будут обсуждаться вплоть до начала второго чтения проекта изменений.
На рынке уже присутствуют бюро, имеющие собственную структуру. По этой причине, некоторые законодатели считают проведение изменений нецелесообразным. По сути, они призваны оптимизировать те механизмы, с учетом которых происходит сотрудничество между БКИ и кредиторами. Наиболее правильным решением данного вопроса станет создание условий для получения кредиторами требуемых данных через КБКИ в единственном лице.
Представители сферы микрофинансирования выразили поддержку таким предложениям. По их мнению, корректировка ограничения доли одного собственника БКИ будет иметь положительный результат. Появление у кредиторов права получения информации, требуемой для определения ПДН, у одного КБКИ, позволит сделать процесс одобрения кредитных заявок более коротким и простым. Право обращения только в КБКИ уменьшит затраты на получение информации.
Главный вопрос, который остается у кредиторов, связан с тем, какой будет стоимость запросов, направляемых в единое бюро. При формировании ценовой политики владельцы информации должны создать такие условия, при которых стоимость запрашиваемых данных не будет отражаться на затратах, связанных с рассмотрением заявок. Текущие законодательные положения содержат указания о том, что услуги КБКИ не могут стоить дороже, чем кредитный отчет, цена которого рассчитывается Банком России.