В Фонде развития интернет-инициатив подготовлено предложение о предоставлении пользователям права свободной продажи собственных персональных данных. Документ содержит информацию о том, что такая сделка может приносить их владельцам до 60 тыс. руб. ежегодно.
По заключениям экспертов, прогнозируемые результаты являются преувеличенными. Вместе с тем, предложенные условия не смогут выполнить защиту конфиденциальности пользователей, а средства будут направляться в адрес банков, операторов связи и интернет-сервисов с большим количеством зарегистрированных профилей.
Согласно предложению ФРИИ, ФЗ «Об информации» должен быть изменен. Действующие нормы закона дают определение владельца персональных данных, что не позволяет рынку развиваться в полной мере. Как результат, со стороны ряда операторов осуществляется противозаконная реализация данных, а остальные предпринимают меры по ограничению доступа к ним.
Не обратив внимания на такое заключение, специалисты ФРИИ продолжают утверждать о том, что доход будет поступать именно гражданину, а теневое направление экономики станет легальным.
Риски
Реализовать условия о свободном обороте персональных сведений можно лишь при условии полного соблюдения законодательства каждым из участников таких отношений. Утверждать о том, что такое правило будет соблюдено, невозможно.
На сегодняшний день финансовый показатель рекламного рынка находится на отметке в 450 млрд. руб. Этими средствами владеют крупные информационные ресурсы.
Несмотря на исключения из состава персональной информации сведений о фамилии, адресе и телефоне человека, деперсонализация станет рискованным шагом, исключающим возможность конфиденциального оборота данных граждан.