Банки любят большие города. Открывать офис в деревне не хотят. Их можно понять, это попросту нерентабельно. Население небольшое, уровень доходов маленький. При этом селяне в такой же мере нуждаются в заемных средствах, как и жители городов. Это такие же граждане РФ, На помощь приходят Кредитные кооперативы (работают по типу касс взаимопомощи) и МФО.
Как отметил в комментарии нашему изданию Андрей Паранич, директор СРО НП «МиР», именно обеспечение доступности заемных средств в небольших населенных пунктах становится главным аргументом при обсуждении судьбы рынка микрофинансирования в ЦБ. По его словам, регулятор не склонен «закручивать гайки» до упора как раз по причине того, что обеспечить финансовыми услугами всех жителей страны банки не могут. Кстати, кроме займов, МФО часто предлагают селянам услуги переводов, оплаты ЖКХ с предоплаченных карт, иногда даже пенсию берутся доставлять и выдавать в деревнях, делая этот процесс более безопасным и удобным. То есть по мере сил облегчают жизнь деревенского народа.
МФО, которые предлагают дистанционные займы становятся все популярнее для жителей небольших городов, населенных пунктов, где банков не так много, но есть терминалы, банкоматы, хоть и в ограниченном количестве. Через такое МФО можно получить небольшие суммы от 500 рублей. Заявка подается с компьютера, не нужно проходить андеррайтинг, чтобы компания перечислила на карту клиента совсем небольшой заем.
Займы через интернет: доступно для жителей небольших городов.
Кроме того, жители сел и деревень активно интересуются жилищными займами с использованием маткапитала. Это в городе 400 тысяч для покупки жилья – не деньги. А в деревнях нередко на эти деньги можно приобрести дом для семьи. По крайней мере, примеры приобретения недвижимости в деревне с помощью материнского капитала имеются. А вот предложений от банков, готовых поучаствовать в этом на деревенских просторах, как уже было сказано, не густо. И хотя поговаривали, что МФО отлучат от работы с маткапиталом, в настоящее время этого не произошло. И по-прежнему для семей, обладателей господдержки на селе могут обслужить КПК и МФО.
Купить жилье с помощью маткапитала на селе помогут МФО.
Актуальны для жителей села и деревень срочные займы на организацию собственного дела. Это может быть ферма, малое предприятие по производству семян, перерабатывающие цеха, транспортное предприятие и так далее. Для того, чтобы взять кредит на селе на открытие малого предприятия или организацию нового направления, на пополнение оборотных средств, необходимо предоставить залог. Так чаще всего отвечают в банках. МФО выдают займы для селян на малый бизнес быстрее и охотнее. И не факт, что под гораздо большие проценты. Ведь есть МФО, которые сотрудничают с Фондами поддержки предпринимательства и предлагают льготные кредиты на стартапы и т.д.
Займы на развитие малого бизнеса – актуальны для жителей сел и деревень
В ходе круглого стола «Государственные субсидии и льготное финансирование для предпринимателей». Который состоялся в августе 2014 года и был организован саморегулируемой организацией «Микрофинансирование и развитие» при поддержке комиссии Общественной палаты России по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий, прозвучало, что при появлении МФО их потенциал по развитию предпринимательства не был по достоинству оценен.
Сегодня очевидно, что МФО способны выдать микрозаймы не только малым, но и средним предприятиям, сделать это быстро, с минимумом претензий к клиенту по поводу документов. Участие МФО в государственных программах по развитию предпринимательства становится все ощутимее, что становится преимуществом и для МФО, и для предпринимателей. В частности, директор департамента по работе с организациями инфраструктуры МСП-банка Сергей Воеводин рассказал, что его организацией, около 50% микрозаймов выдается в малых городах и на селе. Что говорит о важной миссии МФО повышать доступность финансовых услуг для всех категорий населения и видов бизнеса.
В целом же, объем спроса на микрозаймы со стороны компаний сегодня составляет по оценкам разных экспертов 320 млрд. рублей. Большая часть (порядка 80% средств) направляется на развитие существующего бизнеса и 20% – на стартапы. 25% получающих займы в МФО являются начинающими предпринимателями.