Со стороны участников, защищающих права потребителей, было рекомендовано исключить страховку из тела потребкредитов, оплата которой не может быть выполнена альтернативным путем. Соответствующая рекомендация поступила в ЦБ РФ. Эксперты убеждены, что реализация этого предложения позволит обеспечить прозрачность кредитования, но есть риск, что ставки будут повышены, а одобрения сократятся.
Регулятор отмечает, что эффективных средств борьбы с недобросовестными кредиторами пока нет. Страховки продолжают навязываться заемщикам, помещая их в тело займа. Представленный вариант применяется даже крупными игроками – Сбербанком, Россельхозбанком и Газпромбанком.
В ОНФ отметили, что в прошлом году поступило больше обращений с сообщениями о навязывании страховок со стороны банков. В сегменте потребительского кредитования объем предлагаемых страховок увеличился в 4 раза. Общее количество жалоб на потребительское кредитование за три квартала прошлого года превышало отметку в 34 тыс. шт.
Формальное включение страховки в тело кредита является законным кредитным предложением. Оформление страховки выступает в качестве условия использования кредита. При отказе от нее, в предоставлении заемной суммы может быть отказано. Для большинства заемщиков этот продукт не является полезным.
Зачастую за страховку необходимо заплатить около 18% от стоимости кредита. Если же клиент отказывается от предложения, то ставка по кредиту увеличивается на 5 – 20%. Наибольшие сложности возникают при досрочном гашении кредита и совершении попыток к возврату переплаты по страховым платежам.
Со стороны КонфОП предложено наложить запрет на страховые продукты, навязываемые банками. Об этом речь шла в адресованном Центробанку письме. В ответном сообщении было указано, что оформление страхования является правом и не может быть навязано кредиторами. Ожидается, что вопрос будет дополнительно изучен регулятором.
Невыгодность условий возникает в ситуации, когда на оформление страхования клиенту нужно использовать собственные или заемные средства. Если страховой продукт оплачивается клиентом, то он точно знает, сколько платит за него, что указывает на прозрачность условия.
Рассматриваемый продукт способен увеличить стоимость кредитов и негативно отразиться на доле их одобрения. Если страховка включается в кредит, то не нее начисляются проценты, что обеспечивает банку получение дополнительного дохода.