В результате падения доходов граждан, банки вынуждены снижать количество одобряемых автокредитов. Такая ситуация имеет место уже два месяца подряд. Кредиторы сокращают не только количество выдач, но и их финансовый эквивалент. Помимо того, что платежеспособность россиян падает, на уменьшение темпов автокредитования повлиял и тот факт, что государственная программа, предполагающая финансовые льготы для приобретателей автомобилей, не была перезапущена. Сложность ситуации усугубляется увеличением показателя просрочек по действующим кредитам на покупку авто. В течение 2021 года это значение выросло на 5%. Совместно с дилерами банки намерены в будущем делать акцент на вторичный рынок, характеризующийся ограниченными возможностями.
В НБКИ посчитали, что за июнь 2021 года банками было предоставлено почти 85 тыс. автокредитов, сумма которых находится в пределах 93 млрд. руб., что существенно ниже апрельских и майских результатов. В среднем, заемщики оформляют обязательства на сумму в 1,1 млн. руб.
Первопричиной уменьшения спроса на кредиты данной категории специалисты считают отказ в продлении госпрограммы, предполагающей льготное кредитование. Ее действие было прекращено в феврале по причине того, что планируемое финансирование было использовано. Как финансовые учреждения, так и потенциальные заемщики, рассчитывали на то, что господдержка вновь будет оказываться тем, кто намерен приобрести выпущенные отечественными производителями транспортные средства.
По условиям льготного предложения, заемщики могли рассчитывать на применение льготных ставок при покупке отечественных автомобилей, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб. В среднем, сокращение выдач составило от 2,6 до 5%, в зависимости от суммы автокредитов.
Высокий спрос на профильное кредитование был отмечен весной. Традиционно, заинтересованность в покупке ТС с использованием заемных средств приходится на лето, однако, превысить объем весенних выдач банкам пока не удается. Эксперты не ожидают существенных изменений в этом направлении.
Клиенты продолжают утрачивать кредитоспособность, в результате чего банки с повышенной осторожностью относятся к одобрению заявок. Недостаток транспортных средств на авторынке стал причиной повышения цен на них, а также комиссий, подлежащих уплате дилерам. Только немногие представители банковского сегмента имеют оптимистичные настроения.
Как и прежде, автокредиты занимают лидерскую позицию среди всех инструментов, позволяющих обновить автопарк. То, как будет развиваться этот сегмент, напрямую зависит от показателей дохода россиян. В первую очередь банки заинтересованы в сокращении задолженности, образовавшейся у заемщиков. Сегодня она составляет около 57 мдрд. руб. Массового дефолта удастся избежать при стабилизации экономической ситуации.
Банки вынуждены переориентироваться на вторичный рынок, предлагая интересные программы для тех, кто готов прибрести авто с пробегом. В среднем, количество автокредитов на подержанные авто в течение последних 5 месяцев увеличилось на 9%, а их объем – на 5%.