Опережающее
увеличение рынка потребительских займов, началось в России с приходом
стабильных «нулевых». Тогда этот факт воспринимался как один из признаков
стабилизации экономики, повышения уровня благосостояния граждан. Однако вскоре,
ситуация коренным образом поменялась. В течение первого полугодия 2014 года,
сумма задолженности россиян перед кредитными организациями составила десять
триллионов рублей, а количество живущих в долг, превысило цифру в 50 миллионов.
При этом оказалось, что не все граждане, оформившие займы на карту онлайн в банках и
микрофинансовых учреждениях, могут вовремя расплатиться по долгам. Форумы
российского интернета, посвященные финансовой тематике, запестрели рассказами
людей, оказавшихся в тяжёлой ситуации в связи с неспособностью погасить свои
кредиты. Сложившееся положение, негативно влияет на характер
финансово-экономического развития страны. Поэтому федеральный закон о
потребительском кредите, призванный урегулировать отношения на рынке кредитных
услуг, является нужным и своевременным документом.
Вместе
с тем, анализ отдельных норм этого правового акта, заставляет усомниться в его
достаточной проработке. Первая из них, касается процедуры оформления займа.
Отныне кредитное учреждение обязано предъявить клиенту стандартизированную
форму договора, в которой все необходимые пункты прописаны читабельным шрифтом.
С одной стороны, это выгодно для потенциального заёмщика, поскольку он,
ознакомившись с информацией о полной стоимости кредитов, порядке их возвращения
и штрафных санкциях, может выбрать наиболее подходящий вариант. К тому же
банки, теперь лишены возможности увеличивать стоимость заёмных средств более
чем на треть, а также выставлять должнику неустойку, превышающую 20% годовых. С
другой стороны, записанная в этом нормативно-правовом акте обязанность
кредитных организаций предупреждать о рисках, связанных с неисполнением
обязательств по договору, заключенному на сумму от ста тысяч рублей, и
возникающая из этого необходимость проверки финансового состояния заёмщика,
могут повлечь за собой увеличение срока рассмотрения заявки и рост количества
отказов.
Второе,
не менее сомнительное положение этого закона, дает кредитным организациям право
уступить долговые обязательства клиента третьему лицу. Несмотря на то, что
документ содержит пункты, ограничивающие систему работы с должниками, внятные инструкции
для гражданина, пострадавшего от коллекторских агентств, в нем отсутствуют. И,
наконец, согласно третьему правилу, сфера действия, закона о потребкредите
распространяется на договоры, заключенные после даты вступления его в силу, то
есть после 1 июля 2014 года.
Таким
образом, получается, что новый законодательный акт направлен по большей части
не на исправление ситуации сложившейся на российском сегменте рынка кредитных
продуктов, а на предотвращение её развития. Ведь те граждане, которые благодаря
своей наивности и недостаточно чётко сформулированных условий договора уже
оказались в долгом лабиринте, пока не могут рассчитывать на реальную помощь для
выхода из него.
Другие статьи по данной тематике, можно прочитать в специальном разделе…